ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
ВАЖНО!!!
Плакат о ношении маскиУважаемые пользователи!

Режим работы Библиотеки
(с 01 сентября по 30 июня):

Понедельник - выходной
Вторник 10.00 – 20.00
Среда 10.00 – 20.00
Четверг 10.00 – 20.00
Пятница 10.00 – 20.00
Суббота 10.00 – 18.00
Воскресенье 10.00 – 18.00

Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Обслуживание осуществляется  при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора>>
Наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении библиотеки обязательно!
Подробнее >>
Поиск
Поиск в электронных каталогах
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий на сентябрь


Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Достаточно подать заявку по телефону или заполнить форму на сайте!
Подробнее>>
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Театральный ресурс
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Оценка качества
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
«Грамотным быть модно!» (выставка периодических изданий)
Сектор периодических изданий Волгоградской ОУНБ им. М. Горького предлагает посетить выставку «Грамотным быть модно!», посвящённую 8 сентября – Международному дню грамотности, а также ознакомиться с обзором представленных изданий на официальном сайте Библиотеки.

Что такое грамотность? На первый взгляд очень простой вопрос, но если разобраться, то окажется, что не всё так просто.

Вернёмся назад на несколько столетий, когда далеко не каждому было доступно образование, а значит и количество грамотных людей приравнивалось к единицам.

Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии, и в других городах, в т. ч. в Москве.

На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая предназначенная для этого книга. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи «Букварь» многие из них отсылают к статьям «Азбука» и «Алфавит» и наоборот. Самые древние славянские азбуки известны в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений. К ним относятся, например, глаголическая азбука, кириллическая, старейшая русская азбука. О том, что представляли собой древние азбуки, когда появились рукописные учебные пособия и первый Букварь читайте в статьях Георгия Степанова «В начале был букварь» в журнале «Эхо планеты» (2013, № 30 и № 34).

Раньше, чтобы стать грамотным, достаточно было научиться читать и немного писать. Что же необходимо знать и уметь современному человеку? На этот вопрос ответит работа Бориса Бим-Бада «Сегодняшний грамотей: что ему нужно знать и уметь?», опубликованная в журнале «Семья и школа» (2009, № 7).
Автор предлагает рассмотреть три источника и три составные части современной грамотности. Умение понимать устную и письменную речь, читать и писать, притом грамматически правильно, отнесём к Первой грамотности. Образованность, просвещённость, знание, опытность, умение – это Вторая грамотность. При этом Вторая – сегодня никак не менее важна, чем Первая. К третьей – автор относит умелость в работе, квалифицированные навыки, высокую результативность работы.

О практической грамотности рассказывает Сергей Киселёв в журнале «Инвестиции в России» (2009, № 2). Работающему человеку учиться в сегодняшней жизни некогда, и заглядывает он не в словарь, а в Интернет, рекламный каталог или в газету, где печатают по принципу «у нас свой русский язык». Рост безграмотности – процесс необратимый, ведь масса авторов, не считающих себя ответственными за каждое написанное слово, «воспитывает» массу читателей, которые видят, что раз так печатают, значит, это нормально, и если надо что-либо написать, пишут, как читали, как слышат в той же рекламе. Соответственно, печатное слово теряет ценность. Люди привыкают читать мало и невдумчиво.
Статья «О практической грамотности» посвящена интересным случаям написания того или иного слова, словосочетания, использования знаков препинания или аббревиатур в русском языке. «Тире» или «дефис», один или три «восклицательных знака», «точка» или «многоточие», обособление запятыми вводных слов и многое другое не раз становились сложной проблемой при написании диктантов, подготовке писем, составлении документов. Читайте публикацию Сергея Киселёва, и многое станет простым и понятным.

Обучение детей грамотности – дело, бесспорно, трудное и его продуктивность мало связана с накоплением знаний о правилах орфографии и пунктуации. Филологам хорошо известен парадокс: ребёнок не делает тех или иных орфографических ошибок до тех пор, пока не выучит соответствующее правило. До изучения правила, он пишет верно, не задумываясь, а применяя правило, начинает делать ошибки. Но упорно из года в год все школьники учат правила, хотя практическая задача школы – научить грамотному письму, а не набору правил. Неужели правила совсем не нужны. Так ли это на самом деле? Конечно же, нет!
Ребёнок должен в своём развитии пройти через стадию, когда очевидность необходимости грамматических правил откроется ему самому, а не будет навязана взрослым. Андрей Остапенко и Наталья Прохорова в статье «”Вычитание” ошибок как приём формирования грамотности» в журнале «Русский язык в школе» (2009, № 4) предлагают ознакомиться с опытом работы, который позволил определить алгоритм индивидуального подхода к каждому ребёнку в процессе овладения им грамотностью. Статья будет полезна молодым педагогам, студентам педагогических университетов, а также родителям, которые заинтересованы найти типичные ошибки у своих детей в процессе обучения, с целью их предупреждения или исправления.

Необходимо помнить, что «в XXI веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» (Элвин Тоффлер – американский философ, социолог и футуролог). Об этом же говорил в своё время известный советский поэт XX века – Константин Симонов: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным».
Так как же сделать орфографию модным и престижным знанием, не связывая это знание с необходимостью поступить в вуз? Очень просто: весенним днём устроить массовый орфографический «забег». Татьяна Карпеченко – автор статьи «Тотальный диктант» из журнала «Абитуриент» (2012, № 6) предлагает принимать участие в ежегодном Тотальном диктанте, который проходит по всей России в апреле месяце. Она призывает всех воспитывать в себе грамотность как совестливость. «Слово “тотальный” в названии диктанта кому-то, вероятно, режет слух. Есть этому термину очень хорошее объяснение. “Тотальный обозначает, во-первых, всеместный и, во-вторых, всевозрастной”». Эта акция для желающих проверить свою грамотность от 8 до 80 лет.
С каждым годом увеличивается количество россиян, желающих проверить свои знания. К примеру, в 2004 году, когда впервые Тотальный диктант прошёл в нашей стране, участников было всего лишь 150 человек, в 2010 году – 2396 человек, через год – 4770, а в 2021 году – 675 198 участников, причём не только из России, но и из других стран.

Помимо практической грамотности, тесно связанной с умением правильно писать, не совершая орфографических ошибок, существует много других видов грамотности. К примеру, финансовая грамотность, экологическая, культурная, цифровая и т. д. Об этом читайте в журналах, представленных на выставке «Грамотным быть модно!», расположенной в Зале каталогов на 3-ем этаже Библиотеки.

В итоге, модно ли быть грамотным? Ответ один – да! Грамотная речь, ухоженный вид и достойное воспитание всегда были, есть и будут в моде!

Выставка действует до 28 октября в режиме работы Библиотеки.


Возрастное ограничение 16+

Дополнительная информация:
• Сектор периодических изданий (3-й этаж, Зал каталогов, комн. 3-2);
• тел.: (8442) 33–11–48;
• e-mail: periodika@mail.ru

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна