ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
ВАЖНО!!!
Плакат о ношении маскиУважаемые пользователи!

С 1 мая 2021 года изменился график работы:

Режим работы в летнее время
(с 01 июля по 31 августа):

Пн. 10.00 – 18.00
Вт. - пт. 10.00 – 19.00
Сб. 10.00 – 18.00
Вс. - выходной
Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Обслуживание осуществляется  при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора>>
Наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении библиотеки обязательно!
Подробнее >>
Поиск
Поиск в электронных каталогах
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий (июль, август)


Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Достаточно подать заявку по телефону или заполнить форму на сайте!
Подробнее>>
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Театральный ресурс
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
«Смелее принимайся за дело сам и, если на твоём пути возникнут трудности, не отчаивайся и не отступай». К 100-летию со дня рождения Анатолия Маркуши
Рубрика "Хронограф"
Маркуша«Моё знакомство с самым первым самолётом началось тягостно. Очень хорошо помню, как на меня навалились незнакомые слова. Они обрушивались лавиной: фюзеляж, центроплан, лонжерон, стрингер, нервюра, стабилизатор… Слова сыпались беспрерывно, я не успевал запомнить первого десятка, а уже накатывался новый. Казалось, не в авиацию привела меня беспокойная семнадцатилетняя судьба, а на курсы какого-то неизвестного иностранного языка. Признаюсь, первое время было боязно – думал, не прорвусь сквозь этот частокол слов. Непонятные наименования самолётных частей путались в голове, я спотыкался чуть не на каждой второй строчке описания машины, беспомощно разводил руками около учебного самолёта. Он стоял в классе со снятой обшивкой, без крыльев и, казалось, дразнил меня колобашками и бобышками, расчалками и амортизаторами.

Лонжероны и нервюры преследовали меня по ночам… Но летать очень хотелось, и потом, стыдно было отставать от других. Я ненавидел эти заграничные слова, однако учил. И постепенно начала приходить ясность. Мне казалось, будто туман медленно рассеивается и из-за плотной его завесы начинают проглядывать разумные очертания доброго существа самолёта, а не какие-то бессмысленные стрингеры и нервюры…

Первым в числе непонятных слов я назвал фюзеляж.

Фюзеляж это корпус, остов самолёта. И проще всего, объясняя тебе устройство машины, было бы начать с подробного рассказа о том, как строится фюзеляж "Як-18": как свариваются продольные его трубы-лонжероны с поперечными рамами, как усиливается фюзеляжная коробка тонкими металлическими рейками – стрингерами, как обшивается она потом листами дюралюминия и особым авиационным полотном. Но я не хочу с первых же страниц заставлять тебя запоминать незнакомые технические термины, чужие и малопонятные слова, поэтому скажу коротко: когда ты станешь лётчиком, в фюзеляже будет расположен твой цех, твоё рабочее место, порой фюзеляж будет превращаться в твой родной дом.

Каждый хозяин знает, конечно, как устроено его жильё, и без чертежей разбирается во всех закоулках своей квартиры. Будешь лётчиком – познакомишься с фюзеляжем своего самолета, как с пятью собственными пальцами»

(Анатолий Маркуша, «Вам – взлёт!)

Анатолий Маркуша, будучи уже известным и востребованным писателем, всегда называл себя, в первую очередь, лётчиком. Он и был в первую очередь им – лётчиком по призванию, по профессии, по судьбе.

В этом году, 20 июня, исполняется 100 лет со дня рождения Арнольда Марковича Лурье – лётчика-истребителя, участника Великой Отечественной войны, лётчика-испытателя, русского советского писателя, вошедшего в литературу под именем Анатолий Маркуша.

Арнольд Лурье родился в Екатеринославе (Днепропетровск сегодня), в еврейской семье. Отец его был бухгалтером, мать домохозяйкой. В 1924 году семья переехала в Москву. В 1938 году Арнольд окончил среднюю школу. Ещё 14-летним учеником он бредил небом, всеми правдами и неправдами посещал аэроклуб, чем вызывал большое неудовольствие отца, видевшего сына врачом. Он попробовал поступить в Военно-воздушную академию и с треском провалился.

Отец Арнольда, по его собственным признаниям, человек очень жёсткий, не брезговавший даже рукоприкладством «в воспитательных целях», потребовал, чтобы сын начал зарабатывать самостоятельно. И Арнольд стал журналистом. До войны работал корреспондентом в газете «Вечерняя Москва».

В молодости увлекался боксом. В своё время стал чемпионом Союза по гребле.

Ощущение скорой войны, сложившееся в советской стране в конце 1930-х годов, стало фактором, способствующим осуществлению заветной мечты Арнольда Лурье. С декабря 1939 по август 1941 года он был курсантом Борисоглебской военной авиационной школы. С августа 1942 года служил в 12-й воздушной армии Забайкальского фронта, в составе советских частей в Монголии. С января 1944 года  – в 7-й воздушной армии Карельского фронта. Находился в действующей армии с июня 1944 по май 1945 года.

С апреля 1948 по июнь 1950 года Лурье являлся слушателем Школы лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности в подмосковном городе Жуковский, которую окончил без вручения официального свидетельства. Но это не помешало ему в последующие годы работать лётчиком-испытателем. За годы службы освоил более 50 типов самолетов.

Однако в 1954 году его уволили из армии. По официальной версии – в связи с состоянием здоровья. Но не исключено, что причины были иные. Во всяком случае, для лётчика, капитана запаса Лурье, потеря любимой работы стала почти трагедией.

Ему предлагали кой-какие начальственные должности, но он предпочёл быть простым автослесарем. А в 1957 году собрал свои рассказы, которые начал писать ещё в военные годы, в папочку, надписал её «Записки старого летчика» и, воспользовавшись оказией, дал прочитать её популярному в те годы генералу и писателю, герою Советского Союза и лауреату Сталинской премии Петру Вершигоре. Тот взял.

И прочитал. А прочитав, спросил: «А какой ты, к черту, старый? В зеркало посмотри».

Первая книга Арнольда Лурье вышла под названием «Ученик орла».

Арнольд Лурье взял псевдоним Анатолий Маркуша, что означало «сын Марка» и все последующие годы занимался журналистским и литературным трудом. В 1955–1958 годах входил в редколлегию журнала «Знамя».

Анатолий Маркуша – автор 106 книг общим тиражом более 15 млн экземпляров. Книги переведены на 18 языков мира. Это книги о лётчиках, книги для детей.

И Анатолий Маркуша не просто писал для детей и юношества. В те годы мальчишки не мечтали стать киллерами. Не помышляли о профессии банкира. Не видели себя шоуменами, развлекающими публику плоскими шутками в женских платьях. Но многие из них, как и Лурья десятилетиями раньше, бредили небом. Писатель Маркуша состоял в обширнейшей переписке со своими читателями. Многие из тех мальчишек, что зачитывались его книгами, стали профессиональными лётчиками, заслуженными людьми, героями, боевыми офицерами – и их переписка с «крёстным отцом»-писателем продолжалась годами.

Сам Маркуша в последний раз поднялся в небо, когда ему было за восемьдесят лет. Эту возможность ему подарили друзья-лётчики на день рождения. Анатолий Маркуша взлетел в родную стихию на почти уже раритетном биплане По-2 (Поликарпов-2) , он же У-2, он же «Кукурузник».

Личностью Маркуша был многосторонней. Отлично рисовал. Как сценарист, Анатолий Маркуша отмечен в Париже высшей наградой ФАИ – «Золотыми крыльями».

«Должности мои, звания – чешуя. С них разговор начинать не стоит. Существенно одно: я – лётчик.
Если хорошенько подумать, лётчик — не только и даже не столько профессия, сколько состояние, образ мыслей, стиль поведения, отличающие человека этого сословия ото всех остальных людей тем, что он – лётчик – способен, забыв о рулях и прочих органах управления, вообще обо всей материи, образующей самолёт, свободно перемещаться в небе.
Только не спешите подсказывать: как птица!
Настоящий лётчик делает это много лучше птицы.
Таким образом, я утверждаю: лётчик – существо особое, сформированное землёй, небом и самолётом».

(Анатолий Маркуша, «Большие неприятности»)

Умер лётчик-писатель в 2005 году. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна